Компания
«БАЛТЕХ» (г.Санкт-Петербург) имеет огромный теоретический и практический опыт в
разработке систем диагностики.
На
сегодняшний день в нашей стране в автотранспортной промышленности, морском и
речном флоте, железнодорожном транспорте и на предприятиях
эксплуатирующих большое количество агрегатов с приводом от дизелей и двигателей
внутреннего сгорания в основном используется для технического обслуживания и ремонта хорошо всем знакомая
планово-предупредительная система.
Благодаря ей обеспечивается стратегия предотвращения отказов. Это позволяет
значительно снизить затраты (например, для автотранспорта в пять раз) на
обеспечение работоспособности оборудования по сравнению с затратами на
устранение возникших неисправностей и аварий. В основе системы лежат нормативы,
разработанные много лет назад на основе статистики отказов большого количества единиц подвижного состава и
профильного оборудования. К сожалению, эти нормативы не всегда являются оптимальными из-за различных конструктивных,
технологических и эксплуатационных факторов. Это не дает в полном объеме
обеспечить возможность предупреждения поломок и
отказов, что, в свою очередь,
приводит к увеличению затрат на поддержание оборудования в работоспособном состоянии, снижению
безопасности, производительности, топливной экономичности и увеличению вредного воздействия на окружающую среду.
Поэтому,
можно сделать вывод, что одной из главных задач для увеличения эффективности
процесса технического обслуживания и повседневной эксплуатации автомобильного и
другого транспорта, а также технологического оборудования с приводом от
дизельных установок или двигателей внутреннего сгорания является внедрение
современных методов и средств технической диагностики. Кроме того, задача диагностики охватывает не только описание
состояния в текущий момент времени, но и прогноз состояния оборудования во
времени с возможностью разработки на основании ее результатов организационно-технических мероприятий для безотказного функционирования оборудования.
Дизельная
установка, как и двигатель внутреннего
сгорания достаточно сложный агрегат, состоящий из цилиндропоршневой группы,
кривошипно-шатунного механизма, системы питания, механизма газораспределения,
систем смазки и охлаждения, систем зажигания и электрооборудования. При
возникновении неисправности или поломки в любой из систем двигателя снижается
эффективность его работы и возникает вероятность остановки двигателя или аварии
всего агрегата. Для того чтобы объективно оценить состояние двигателя и выявить
развитые и зарождающиеся дефекты
необходимо иметь диагностическое
оборудование, которое обеспечит возможность контроля его систем и параметров в
рабочем режиме без остановки разборки двигателя. Выбор необходимого оборудования можно сделать
на основании требований ГОСТ 23435-79
ТЕХНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ПОРШНЕВЫЕ
НОМЕНКЛАТУРА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ
ПАРАМЕТРОВ.
Согласно
данного ГОСТ для оценки работоспособности и прогноза безотказности двигателей
внутреннего сгорания, определения дефектов двигателей (в том числе дизельных
двигателей) их составных частей и систем используются
параметры, приведенные в таблице диагностических параметров. При этом для
диагностики двигателей необходимо контролировать не только прямые
(структурные), но и соответствующие им косвенные параметры (функционально
зависимые от структурных).
Таким образом, исходя из
положений ГОСТ 23435-79, можно выделить
три главных направления диагностики двигателей внутреннего сгорания и дизельных
двигателей. Во-первых, это вибродиагностика. С помощью виброанализаторов BALTECH VP-3470 (серия VibroPoint)
и CSI 2140, которые представляет компания «БАЛТЕХ», можно контролировать,
например, зазоры между шейками коленчатого вала и коренными или шатунными
подшипниками при диагностике кривошипно-шатунного механизм, состояние
подшипников стартера при контроле системы зажигания, зазор между втулкой и плунжером топливного
насоса при анализе работы системы питания, в механизме газораспределения
оценить износ направляющих втулок клапанов.
Второе направление
технической диагностики, главным образом ориентировано на контроль состояния
системы охлаждения - это тепловизионная
диагностика. Тепловизоры серии BALTECH TR помогут выявить прогары выхлопной
системы, дефекты катализатора, оценить эффективность системы охлаждения -
работоспособность термостата, состояние радиатора охлаждения, контроль
работоспособности кондиционера. В
системе зажигания тепловизоры помогут
вывить неисправные свечи и катушки
зажигания, дефектные высоковольтные провода.
Третье направление для
анализа состояния дизельных и бензиновых двигателей - трибология. Моторное
масло это, наверное, главный носитель
информации о техническом состоянии, как дизельного двигателя, так и двигателя
внутреннего сгорания. Обследования двигателей, проведенные компанией «БАЛТЕХ»,
подтвердили высокую эффективность обнаружения
дефектов двигателей, по результатам
анализа моторных масел. Самую высокую эффективность дает анализ
моторных масел использующихся в дизельных двигателях карьерных самосвалов, в
горнодобывающих машинах и дорожно-строительной технике, где вероятность диагноза
подтверждается не менее чем в 95% случаев. Как показывает аудит технического
состояния парка большегрузных машин, регулярный периодический анализ состояния
смазочного масла дизельных двигателей
позволяет уменьшить расходы на поддержание автомобилей в исправном состоянии в
среднем на 20 %.
Тренд, получен